Образование в Сингапуре: секрет эффективности
Как сделать обучение детей доступным, качественным и интересным.
Миллионы школьников, изучая волшебный мир «Гарри Поттера», мечтают попасть в школу чародейства Хогвартс, потому что там интересно и необычно. Родители учеников хотят, чтобы их дети спокойно себя чувствовали в стенах своей школы и получали знания. Преподаватели стараются одновременно перекричать тридцать человек во время урока, объяснить новую тему и не забыть о проверке домашнего задания. Система образования многих стран несовершенна и нелогична, но за положительным примером не нужно обращаться к детским сказкам, Сингапур доказывает всему миру, что можно совмещать в образовании множество плюсов без ущерба для каждой из трех сторон. Как это получается?
Бесплатное разнообразие
Первая хорошая новость об образовательной системе в этом государстве — обучение бесплатное. Все, что требуется от родителей в плане финансов — небольшие отчисления на школьные нужды. Обычно в школах с этим не возникает никаких проблем.
В начальной школе дети изучают математику и родной язык, особый акцент делается на искусстве. Преподаватели воспитывают в малышах хорошие манеры, учат разбираться в живописи и музыке, не обходят стороной и физические дисциплины. За большим набором разносторонних предметов скрывается главная цель сингапурской системы образования — понимание, в каком направлении ребенку следует двигаться дальше. Начальная школа завершает это многообразие, следующая ступень обучения подразумевает выбор какого-то конкретного курса, который укажет на будущую профессию ученика.
Разделение программы
Чтобы стать учеником средней школы, ребенку нужно сдать экзамены. По результатам этих экзаменов школьник попадает на одно из нескольких направлений. Каждое из них отличается от другого не только набором предметов и специальностью, но и количеством времени, которое нужно затратить на обучение. Несмотря на достаточно серьезный подход к процессу обучения и строгость на экзаменах, сингапурская система образования имеет массу преимуществ. Например, стиль ведения урока или даже объяснение новой темы.
Формат дискуссии
Учителя сингапурских школ уверены, что не только они способны дать детям знания, но и сами школьники обладают интересным и увлекательным багажом сведений, поэтому во время урока в классе поддерживается активный разговор на конкретную тему между учениками и педагогом. Чтобы занятие не превращалось в стихийный неразборчивый гул, преподаватели используют технику поднятой руки. Это действие привлекает внимание ребят. В свою очередь, когда у них возникает желание высказаться, они тоже поднимают руку. Конечно, эта схема начинает работать после нескольких плодотворных тренировок, но это лучше и эффективнее, чем бесполезные попытки перекричать весь класс и обратить на себя внимание.
Главный вопрос
Новая тема кажется скучной и бессвязной, когда ребенок не участвует в обсуждении. Перед каждым уроком сингапурским ученикам задается вопрос, на который каждый из них должен высказаться в конце занятия. Этот факт заинтересовывает детей и привлекает их внимание к новой информации. Они перестают быть всего лишь аудиторией, которая слушает, и начинают думать, собирать доводы к своим аргументам.
Работа в группах
Еще одна эффективная сторона образовательной системы Сингапура — объединение учеников в небольшие группы. Таким образом, они получают возможность обсудить главный вопрос, поделиться своими мыслями с соседом и выслушать его мнение. Даже если цель не в беседе, а в проверке домашнего задания, то дети меняются тетрадями и ищут возможные ошибки у своих одноклассников.
Система образования этого государства не остается без внимания. Ее критикуют за сложность, но чаще восхищаются, потому что успехи сингапурских школьников известны на весь мир. Ребята ежегодно занимают первые места на математических соревнованиях и после окончания школы поступают в лучшие университеты мира. Но самое главное, в учебных заведениях Сингапура не игнорируют пожелания детей и стараются сделать каждое занятие интересным, полезным и творческим. Согласитесь, не в каждой стране такой подход к образованию.
Лидия Озерова