«Я художник, я так вижу!»

«Я художник, я так вижу!»

«Я художник! Я так вижу!»

Давно ли вы с интересом рассматривали рисунки своего ребенка? Если ваш малыш часто балует вас подобными шедеврами на свободную тему, то присмотритесь внимательнее к тому, что изображено на бумаге. Ведь кроме красочных пейзажей, на картине также прорисовывается личность самого художника. Об этом говорят известные детские психологи и педагоги, которые анализируют характерные особенности ребенка по его рисункам и считают, что в определенном возрасте карандаши, фломастеры и бумага — самые лучшие помощники детей.

М. В. Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» уверяет, что шестилетнему ребенку необходимо рисовать: «Дети используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, выделяя значимые объекты и фиксируя отношения между ними. Поэтому рисование в дошкольном возрасте является одним из наиболее эффективных способов упорядочивания системы детских представлений о мире». На «детские представления о мире» и устремляют свой профессиональный взор все психологи, когда сталкиваются с рисунками малышей. Это может быть конкретное задание по ИЗО в школе, картина для городской выставки или пятиминутная зарисовка на краю листочка — из всего этого можно сделать интересный анализ личности ребенка. Что же о художнике способно рассказать его произведение искусства?

Богатая палитра: от спокойствия до стресса

Выбор цвета — один из самых значимых и интересных факторов. Если маленький творец то и дело пользуется красным фломастером, значит, малышу присуща активность, эмоциональное поведение, непослушание и стремление любой ценой выполнить свои желания. Полное отсутствие красного говорит о внутренней зажатости и комплексе неполноценности. Если все цветы на рисунке вдруг окрасились в нежно-розовый, не оставив шанса другим оттенкам, то любимый цвет ребенка — розовый. Эти личности прислушиваются к другим людям, нерешительны в действиях, тяжело переживают трудности и немного наивны. На внутреннем мире сосредоточены и те художники, которые отдают предпочтение желтым краскам. Но, кроме этого, в их арсенале большое разнообразие других «инструментов»: оптимизм, мечтательность, оригинальность, уверенность и сосредоточенность на себе. Если у малыша на картине зеленой стала не только крона дерева, но и забор с крышей дома, то лидером становится благородный изумруд. Таким людям свойственно чувство настойчивости и упрямства. Бескомпромиссным спокойствием обладают любители синего цвета, а преобладание на рисунке коричневых оттенков говорит, что малыш медлителен и замкнут в себе. Черный — это, конечно, подавленность и стресс, а вот белый — вовсе не признак чистоты, а одиночества и пустоты под слоем безоговорочной честности и искренности.

Что, где и как нарисовано

«Нарисуй свою тревогу», — примерно так может начаться диалог с психологом у взрослого человека. Ребенку даже не нужно пускаться на поиск негативных эмоций и изображать их на бумаге. Достаточно нарисовать все, что приходит в голову. Например, малыш поймал вдохновение и изобразил всю свою семью, включая кота и лучшего друга. Самое главное сделано. Теперь остается только посмотреть на произведение искусства с психологической точки зрения. Если ребенок смело разошелся по всему периметру листа, это хороший знак. Значит, маленькому художнику комфортно и легко, он с радостью готов делиться с миром своими мыслями и открытиями. Обратите внимание, как расположены люди на рисунке. Чем ближе друг к другу изображены главные герои картины, тем крепче кажется ребенку его семья. Идеальный вариант — все держатся за руки. Самую большую голову на рисунке получает самый умный член семьи, а строгих родственников дети часто рисуют с грустным выражением лица. Интересно, что уши у всех героев почти всегда отсутствуют. По мнению психологов, это связано с тем, что сам ребенок не считает важным слушать и слышать все, что ему говорят. Слишком большие глаза на лицах людей рассказывают, что у малыша есть скрытые тревоги и страхи, возможно нерешенные конфликты, а шея зачастую и вовсе исчезает с рисунков. И не удивительно, ведь именно изображение шеи демонстрирует способность автора картины контролировать эмоции. На семейном рисунке иногда могут появляться вроде бы случайные детали, которые никак не относятся к вашей семье и даже не находятся в пределах квартиры: щенок с косточкой в зубах, двухколесный велосипед, радиоуправляемый вертолет или красочный кукольный домик. Все эти элементы появились на картинке, потому что уже давно заняли отдельное место в сердце малыша. И конечно, ему очень хочется, чтобы они жили не только в пределах бумажного листа, но и в реальной жизни.

Во время рисования дети получают одновременно пользу и удовольствие, а взрослые могут оценивать картину не только с точки зрения схожести с окружающим миром, но и с психологической стороны, превращаясь из ценителей прекрасного в тонко чувствующих родителей.